Forbes выбрал героев бизнеса в восьми номинациях. Совпало ли мнение редакции с выбором читателей?
Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма и события в Донбассе, санкции Запада и продовольственный «ответ» России, спад нефтяных цен, снижение курса рубля и ускорение инфляции, разворот крупных государственных проектов на Восток — таким был 2014 год. Страна живет в ожидании серьезного кризиса, который уже незаметно вошел в нашу жизнь.
Год назад, подводя итоги 2013-го, редакция Forbes выбрала героев, построивших бизнес без помощи государства. Теперь таких предпринимателей остается все меньше, а их надежды на государственные проекты и деньги все больше. Ведь других почти нет. Подписание газового контракта с Китаем и анонсирование строительства газопровода «Сила Сибири», а также многочисленные заявки государственных и частных компаний на деньги из Фонда национального благосостояния — вот, пожалуй, самые значимые экономические события 2014 года. Но редакция Forbes все же решила выбрать героев года в традиционных номинациях.
Почти единогласно предпринимателем года мы назвали человека, хотя и близкого к верхушке властной пирамиды, но сумевшего, с одной стороны, остаться в тени и не подпасть под западные санкции, а с другой — дождаться отдачи от инвестиций в акции восточной (китайской) компании. Даже раздав своим менеджерам 12% из личного пакета в 60% USM Holding, Алишер Усманов 1, судя по всему, сохранит первенство среди 200 богатейших бизнесменов России. В 2014-м он покинул пост главы «Газпром инвестхолдинга», избавился от акций американских гигантов Apple и Facebook и увеличил пакет Alibaba, китайского аналога Amazon. Доля китайских компаний в портфеле инвестиций Усманова в интернет выросла до 70–80%.
Однако осторожность и лояльность властям помогает не всем и не всегда. Основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков 15 — главный неудачник, получивший звание «Фиаско года», — отлично знал, что государство в любой момент может поставить предпринимателя на место, о чем говорил в интервью Forbes. У Евтушенкова уже был конфликт с властями Узбекистана, которые на насколько лет фактически заблокировали деятельность дочерней компании МТС в стране, лишь недавно стороны договорились. В 2014-м Евтушенков попал под государственный пресс в России. Следственный комитет обвинил его в легализации денег, полученных от продажи незаконно приватизированных предприятий башкирского ТЭК, и предприниматель будет содержаться под домашним арестом до марта 2015 года, а арбитражный суд постановил вернуть принадлежащие АФК «Система» акции «Башнефти» государству. После первого допроса сам Евтушенков назвал происходящее «рейдерской атакой», но кто бы ни оказался конечным владельцем «Башнефти», потерю «Системы» можно считать фиаско не только Евтушенкова, но и российского бизнеса в целом. Хорошо, если отработанный на деле «Башнефти» юридический механизм не станет основой для пересмотра всех итогов приватизации.
Камбэк года — возвращение из заключения бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского (№1 в списке Forbes в 2004 году с состоянием $15 млрд), помилованного Владимиром Путиным 20 декабря 2013 года, во время короткой предолимпийской оттепели. В июле Гаагский арбитраж поддержал иск акционеров ЮКОСа к России и назначил выплату им $50 млрд, а ЕСПЧ постановил, что Россия должна выплатить им €1,86 млрд компенсации. Еще в тюрьме Ходорковский от своей доли в компании отказался. Он собирается заниматься общественной деятельностью и обновляет свой давний проект «Открытая Россия» для поддержки гражданского общества.
Пионером года стал Андрей Бокарев 65 как первый бизнесмен из списка Forbes, всерьез занявшийся производством вооружений — казалось бы, вечной вотчиной государства. Бокарев и его партнер Владимир Криворучко стали акционерами (49%) концерна «Калашников».